репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Власть услышала сельхозпроизводителей

Власть услышала сельхозпроизводителей

На Агропромышленном форуме состоялось заседание Клуба оптимальных решений, организованное министерством сельского хозяйства и продовольственной политики края совместно с ООО «Корпорация экономистов». Сельхозпроизводители Красноярского края обсудили, должна ли власть влиять на аграрный бизнес, и если да, то в каких границах и формах следует оказывать поддержку. В качестве экспертов выступили Елена Владимировна Кнор (АНО «ИИЦ «Статистика Красноярского края»), заместитель начальника департамента экономики г. Красноярска Олег Игоревич Карелин, заместитель начальника отдела предпринимательства министерства экономики и регионального развития Сергей Сергеевич Миночкин, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики Александр Николаевич Походин и начальник отдела целевых программ, инноваций и инвестиций этого министерства Вячеслав Витальевич Цветков.

Вводную информацию к размышлению дала Светлана Сидельникова, выполнявшая функции модератора. Она сообщила, что в связи с ожидаемым вступлением в ВТО Россию вынуждают сократить с 2011 года объем поддержки сельского хозяйства края в два раза. Однако в США государство поддерживает аграриев на сумму 12,5 миллиарда долларов в год при годовом объеме выручки 300 миллиардов. То есть дотации сельхозпроизводителям в Америке составляют 4% от выручки, тогда как в России – лишь 0,3%. В некоторых странах Европейского союза такая поддержка доходит до 30%. В Германии, по словам Светланы Анатольевны, кроме бюджетной поддержки есть и внебюджетная, которая составляет 60 миллиардов евро в год, что, как ни парадоксально это звучит, превышает объем выручки. С 1969 года действует фонд, направленный на содействие сбыту продукции. Он существует за счет самих бизнесменов. К примеру, каждое мукомольное предприятие отчисляет в него 0,48 евро с переработанной тонны.

Участники заседания сошлись во мнении, что поддержка сельскому хозяйству необходима. Ведь это не совсем обычный бизнес. По какой цене сельхозпроизводители будут отпускать, к примеру, молоко – вопрос социально значимый. Государство должно обеспечить продовольственную безопасность. Как этого добиться – вопрос непростой. Один из участников сказал: «Не надо учить фермера доить корову. Он это умеет. Нужно создать условия». Вместе с тем практика показывает, что деньги нельзя раздавать бесцельно и бесконтрольно. По словам одного из краевых чиновников, есть данные, что около 70% дотаций не используются по целевому назначению. Помощь должна быть направлена на эффективное получение качественной продукции.

Дискуссия вывела на ряд узловых моментов. Специалистам хорошо известно, что сельхозпроизводители нашего края на рынок вошли по-разному. Есть явные лидеры; следом за ними идут крепкие хозяйства, дальше – середняки. И есть организации, которые, как говорится в официальных документах, «прекратили финансово-хозяйственную деятельность». Кого поддерживать – тех, кто уже никогда не встанет на ноги, или тех, кто хочет и умеет работать? Что дотировать – затраты или произведенную продукцию?

Было высказано мнение, что подачки только развращают. Становится выгодно работать плохо и жаловаться на трудности. Если так, то поддерживать надо крепких середняков, имеющих реальные результаты. Поскольку бизнес имеет тенденцию расширяться, эти «крепыши» вытеснят с рынка «слабаков», начнут работать на их землях, возьмут к себе их работников. Но и здесь возникает проблема: переход к современным технологиям существенно уменьшает потребность в трудовых ресурсах. Куда пойдут работники, сокращенные в отдаленных районах после модернизации? Понятно, что для предпринимателей во главе угла стоит прибыль. Но государство должно задуматься над этой социальной проблемой.

Генеральный директор ОАО «Агинское масло» Олег Васильевич Кочетков видит сложность в том, что краевое правительство не может четко определить потребности той или иной продукции. Приоритеты часто меняются, причем, как кажется бизнесу, нередко произвольно. Сегодня самым важным считается молоко, завтра – зерно, послезавтра – что-то третье. Нет долгосрочных программ, которые бы действовали 3–5 лет, сохраняя стабильные приоритеты развития и предоставляя бизнесу возможность сориентироваться. При этом непредсказуемо растут цены на электроэнергию и ставки за аренду земли. В таких условиях малым предприятиям, не имеющим значительной финансовой устойчивости, почти невозможно планировать хозяйственную деятельность.

Участники заседания высказали свои мнения о том, как организовать на практике частно-государственное партнерство. В частности, Олег Кочетков в качестве альтернативы залоговой схеме предложил участие государства в капитале хозяйственных обществ, стремящихся модернизировать производство. Участники заседания отметили, что в этом случае представители государства будут наделены всеми правами участников общества, а значит, не ограничатся ролью простых наблюдателей.

 Обсуждался и существующий механизм грантовой поддержки. Безусловно, он имеет свои преимущества. Но сельчане видят здесь и проблему: далеко не всегда человек от земли, крепкий практик умеет грамотно составить бумаги. А значит, приходится обращаться к посредникам, которые берут за свои услуги немалое вознаграждение. Получается, что современному сельхозпредприятию нужны не только механизаторы и зоотехники, но также квалифицированные юристы и бухгалтеры.

Кадры на селе – отдельный больной вопрос. Тому есть ряд причин. Один из участников сказал, что в отечественном сельском хозяйстве заработная плата составляет всего три процента от затрат, тогда как за рубежом – до трети. Да, есть организации, где механизатор в уборочную может получать и 90 тысяч рублей в месяц, и даже больше. Но есть целые районы, где люди годами не видят «живых» денег. Кроме того, трудно решается жилищный вопрос. Если у учителей и врачей еще есть шанс получить квартиры, то труженикам агропромышленного комплекса они почти не достаются совсем. Кроме того, явно устарела норма предоставления жилплощади – 18 квадратных метров на человека. Если мы хотим, чтобы приезжали молодые перспективные специалисты, нужно создавать им цивилизованные условия.

Были затронуты самые разные проблемы сельчан. К примеру, прозвучал вопрос, почему закрыли училище механизаторов в Тюхтете. С таким «подходом» к кадровой проблеме, по мнению участников разговора, в скором времени государство будет отлавливать фермеров и говорить: возьми 10 миллионов, но хоть что-нибудь посей. Конечно, в таких выступлениях силен эмоциональный момент. Но иногда важно, чтобы люди высказались и на этой основе завязался конструктивный диалог.

 Представители науки, специалисты КрасГАУ, считают, что государство должно перейти от точечной поддержки сельского хозяйства к комплексной. При советской власти существовали территориально-производственные комплексы. Нужно создать на пилотной территории площадку интегрированного процесса, объединив производство и науку. Сделать практикой государственно-частное партнерство. Платить повышенные стипендии студентам агроуниверситета с тем условием, что по окончании вуза они поедут работать на село.

Участники заседания с интересом выслушали информацию. Многие из высказанных предложений не новы. Их пытались воплотить в жизнь, но не всегда они давали ожидаемый результат. Модератор сразу сказала о юридических трудностях. Существует ведь Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Действуют и другие нормативные акты, за соблюдением которых пристально следит Федеральная антимонопольная служба. Современные сельскохозяйственные реалии сложны. Но это не повод опускать руки. Нужны программы развития районов. Причем, как подчеркнули краевые чиновники, проекты должны составляться не для того, чтобы положить их на дальнюю полку. Речь идет о рабочих документах.

Слово взяла первый заместитель главы Каратузского района Галина Ивановна Кулакова. По ее мнению, многие проблемы связаны с тем, что сельчане не отстаивают свои права на стадии обсуждения законопроектов и не требуют этой работы от депутатов. Однако есть объективные обстоятельства. Сильно различаются «стартовые условия» разных территорий края. К примеру, поля Каратузского района – это косогоры, где уборка производится двойной тягой. А это влияет на себестоимость. Другой важный момент – транспортная удаленность. До ближайшей станции железной дороги от райцентра 37 километров – как тут тягаться с пригородами Красноярска? Галина Ивановна поделилась большим опытом разработки программ развития, получивших признание и одобрение на краевом уровне. Но любые проекты требуют подкрепления финансовыми ресурсами. Нужны и рабочие руки. А ведь сельский труд тяжел. Доярка работает с пяти утра до вечера. Механизатор в уборочную часто ночует в поле. И с работы большинство сельчан приходит не в благоустроенные квартиры, а в избы, где надо топить печь. Чтобы молодежь поехала на село, нужно развивать социальную сферу.

Обсуждение проходило жарко. Участники далеко вышли за пределы полутора часов, отведенных программой форума. Тема злободневная, людям есть что сказать. Дополнительный стимул придавало то обстоятельство, что все предложения фиксировались. Они будут закреплены в резолюции и станут основой для дальнейшего диалога краевой власти и сельхозпроизводителей региона. Аналитик Павел Владимирович Клачков полагает: «Аграрная отрасль экономики имеет ярко выраженный стратегический характер. От ее развития и от успешности хода процесса модернизации зависит состояние социально-экономической ситуации в регионе и в стране в целом. Здесь очень важно региональным экономистам и сельхозпроизводителям ориентироваться на основные линии федеральной сельскохозяйственной политики. Руководство страны не раз уже обозначало развитие сельского хозяйства в числе приоритетов своей деятельности».

Сергей Подъяпольский