репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Сложный процесс обретения права

Сложный процесс обретения права

В Саянском районе состоялось совещание глав поселений района, на котором впервые был затронут наболевший вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В работе совещания приняли участие глава администрации района Сергей Воробьев, председатель КУМИ администрации района Вячеслав Чудаков, главы сельсоветов.

В постреформеные 90-е годы прошлого столетия главное средство сельскохозяйственного производства – земля – фактически оказалась отчуждена от тех, кто ее обрабатывал. Но у каждого хозяйства остались земельные угодья, которые были номинально поделены на паи. К середине 90-х крестьяне получили юридически оформленные свидетельства с правом долевой собственности.

Межевание на Руси существовало ещё в период Древнерусского государства. Развитие феодального землевладения привело к появлению в 16-17 веках системы так называемых писцовых межеваний, при которых не исчислялась общая площадь межуемых владений, а измерялись лишь важнейшие их элементы (пашня, сенокос и лес). Результаты заносились в писцовые книги. Одновременно возникали и межевые книги, содержащие описание границ земельных владений.

Право-то люди получили, однако в свидетельстве не были оговорены конкретные границы и местонахождение этой доли. К тому же, с того времени и вплоть до 2002 года не было законодательного акта по обороту этих земель. И только после 24 июля 2002 года, когда вступил в силу Федеральный Закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», колхозники получили, наконец, право воспользоваться плодами приватизации – у них появилась собственность в несколько гектаров земли. Теперь участники долевой собственности в течение 3-х лет могли свою долю передать друг другу, подарить, продать или заложить в уставной капитал сельхозпредприятия.

Однако в законе было оговорено условие: использование земельного пая должно быть целевым, то есть, на этой земле можно либо сеять, либо создавать крестьянское хозяйство. В 2005 году в редакции этого закона появилось право выделить свою долю и продать или сдать в аренду третьему лицу – юридическому либо физическому. Все бы хорошо, разбогатели наши крестьяне, обзаведясь самой ценной недвижимостью. Но, как говорится: «видит око, да зуб неймет». Практика показала, что даже сегодня, когда, казалось бы, по закону сельскохозяйственные угодья переданы самим хлебопашцам, они по-прежнему в большинстве случаев недоступны им, так как реализовать тот же «пай» оказалось очень сложно, еще сложнее распорядиться им. Провести межевание своей доли, поставить ее на кадастровый учет – все это дело не только хлопотное, но и для большинства финансово неподъемное. Между тем, за свою долю недвижимости в виде земельного пая необходимо платить налог. Только с чего платить, если владельца доли не ставят даже на учет по безработице?

В 18 веке в России начинает применяться так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялась как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Во 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков было проведено генеральное межевание. В 30-50-х годах 19 века осуществлялось при активном участии помещиков размежевание совместных владений (так называемое специальное полюбовное межевание). Эпизодически совершалось в 19 веке по желанию помещиков и за их счёт так называемое коштное межевание. Технически межевание исполняли уездные землемеры.

Пайщики до сих пор не знают, что же им делать со свалившимся на них «богатством». Зато нашлись предприимчивые люди, которые скупают земельные паи практически за бесценок, чтобы перепродать потом пришедшим в район инвесторам и своим же руководителям хозяйств. Последние, в свою очередь, не до конца ориентируются в земельных отношениях, нерационально используя угодья, принадлежащие хозяйству.

Тем временем идет подтопление низинных земель. Невозделанные участки заболачиваются, либо зарастают бурьяном и кустарником. Самые плодородные угодья продаются «заграничным» предпринимателям.

В соответствии с действующим законодательством, земельными участками распоряжаться могут: граждане и юридические лица - земельными участками, находящимися непосредственно в их собственности; муниципальные поселения - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселения; муниципальный район — земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района. Кроме того, район может также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Красноярский край как субъект Российской Федерации имеет право распоряжаться земельными участками, находящимися в Государственной краевой собственности и осуществлять функции по оформлению в государственную краевую собственность земельные участки в составе общедолевой собственности, которыми собственники не распорядились в течение трех лет с момента приобретения права на долю.

В 2007 году, сообщил председатель КУМИ администрации района Вячеслав Адамович Чудаков, был принят Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», который увеличил полномочия субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена, и сократил права муниципалитетов. Так, в соответствии с данным законом, размер арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, цена продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, будут устанавливаться органами государственной власти субъекта Российской Федерации. До настоящего времени при определении арендной платы и цены выкупа земельного участка применялись местные нормативно-правовые акты.

Национализация земли в СССР вызвала коренные изменения в системе землепользования. На смену дореволюционному межеванию пришло землеустройство (землеустроительные работы), основанное на современных достижениях геодезии и картографии.

При организации земельных отношений, сообщил в заключение В. Чудаков, возникает ряд проблем. Прежде всего, это:
- Отсутствие на территории района организаций, осуществляющих межевание земельных участков.
- Очень длительный период подготовительных работ от начала межевания земельных участков до заключения соответствующих договоров.
- Отсутствие финансовых средств в бюджете района на землеустройство, а в случае их наличия существуют ограничения при заключении муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ и другими законодательными актами.
- Отсутствие в законодательстве норм, предоставляющих право заключения краткосрочных (до 1 года) договоров аренды земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и других видов деятельности в упрощенном порядке, т.е. без проведения межевания, постановки на государственный кадастровый учет, проведения оценки и аукциона.

Глава района в дополнение к прозвучавшему докладу добавил, что множество проблем возникает еще из-за того, что в районе, как и в целом по России, пока еще не работают рыночные рычаги в сфере земельных отношений.

Конкретное решение на совещании было принято одно – вновь возвратиться к обсуждению этой темы.

Елена ЮШИНА