репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Все ради детей

Все ради детей

Многие из сельчан считают, что пока есть школа в деревне, у деревни есть будущее. Какое будущее может быть у деревни, если в школе - всего один ученик?

Недавно агентство образования администрации Красноярского края опубликовало на своем сайте проект концепции модернизации инфраструктуры общего образования муниципальных районов края. Основная ее цель – преодоление проблемы ограниченности образовательных возможностей малочисленных школ. Коллегия агентства образования этот проект уже в целом одобрила, и сейчас идет активное обсуждение на сайте агентства образования администрации Красноярского края.

Концепция по своему объему не так уж велика – 12 страниц, где вводится понятие малочисленной школы и приводятся многочисленные статистические данные, доказывающие необходимость реформирования системы школьного образования в районах. Кроме этого, концепция содержит, разумеется, конкретные предложения по реорганизации.

Итак, согласно концепции, малочисленная школа (далее: МШ) – это малокомплектное (без параллельных классов) образовательное учреждение, с наполняемостью класса ниже норматива в 14 человек. МШ могут быть начальными (1-4 классы), основными (1-9 классы) и средними (1-11 классы).

В апреле в Красноярском крае было 789 малочисленных школ – это 77 % всех школ в муниципальных районах. Учится в них 36 064 ученика или 32 % от численности всехшкольников районов (вдумайтесь: в 77 % школ учится всего 32 % учеников!). Среди этих 789 школ есть 109 начальных школ, где учится от одного до пяти учеников, 51 основная, где от 6 до 25 учащихся, и 40 средних школ с численностью от 15 до 50 учеников.

Сумма затрат на одного ученика МШ в среднем в год составляет 68 629 рублей - это больше, чем в обычной школе. Впрочем, деньги, которые тратятся на МШ, не делают погоды ни агентству образования, ни краевом бюджету в целом.. Гораздо важнее другое – качество образования. Оно, увы, в МШ гораздо ниже, чем в обычных школах.

По результатам ЕГЭ прошлого года по математике средний балл выпускников МШ – 2,9 (по краю – 3,3). Доля выпускников начальной МШ, не освоивших базовый стандарт по сравнению с выпускниками обычных школ - по русскому языку на 41,5% больше, чем в среднем по краю, по математике – на 19 %. Доля выбывших по неуважительным причинам из малочисленных школ на 62 5% больше, чем из обычных. Второгодников больше на 35%. Не получивших аттестат выпускников МШ на 41 % больше, чем выпускников обычных школ.

Ни одна МШ не имеет стопроцентного современного вида и содержания: лишь 12 % начальных, 36 % основных и 35 % средних школ отвечают современным требованиям на 70-90 %.

Технологическое отставание МШ (библиотеки и учебно-лабораторное оборудование) преодолеть невозможно: какой смысл покупать за миллион рублей оборудование для кабинета физики, если физику в школе изучает 10 учеников?! Не редкость случаи, когда в школе работников ровно столько же, сколько учеников. Иногда учитель, обучающий единственного ученика в МШ, оставляет его на второй год, чтобы самому не остаться без работы. Бывают и вовсе парадоксальные ситуации – когда единственного 11-классника учат семь учителей, но дать знаний больше, чем на троечку, у них не получается.

М

алочисленность учеников сказывается на несколько неожиданном аспекте: дети просто не умеют спрашивать у учителя, нет обстановки соревновательности, нет навыков работы в коллективе.

Учительский состав малочисленных школ, естественно, тоже не отличается многочисленностью. Маленький коллектив, где все друг о друге все знают, не может быть источником новых профессиональных знаний и умений – образовательная среда бедна прежде всего для учителей и лишь как следствие – для учеников.

Учителя в маленьких школах делают трудное и важное дело. Но случаи манкирования своими обязанностями тоже не редкость. Например, есть четыре ученика в четырех разных классах, двое из них – неуспевающие. Учительница, получая за четыре часа учебной нагрузки, сажает их всех на урок одновременно, даже не пытаясь позаниматься с двоечниками индивидуально, хотя именно это предполагает ее учебный план.

В общем, МШ очень часто не отвечают главной своей задаче: давать знания.
Проект концепции предполагает формирование школьных округов на основе узловой школы. Все школы, расположенные в пределах 15 км от узловой школы, становятся единым юридическим лицом. Все школы в малых поселениях получают статус филиалов или отделений узловой школы и фактически лишаются автономности. Педколлектив учит детей вне зависимости от того, к какому поселению они относятся.

Надо отметить, что уже многие родители, для которых дорого будущее их детей, возят детей сами в более крупные школы. По мнению разработчиков проекта, школьные округа уже сложились де-факто: из сел, где есть только начальная школа, детей подвозят в основные школы, старшеклассников - в средние школы. Общее число детей, которых будут подвозить к школе, в сентябре 2008 года составит больше 16100 человек. Сейчас есть более 500 школьных автобусов, нужно еще 250 – чтобы обновить и пополнить автобусный парк. И еще два очень важных момента: всех детей, которых везут в школы в другой населенный пункт, надо обязательно кормить обедом за счет бюджета и домашние задания для детей из других селений должны быть минимизированы, если не отменены совсем.

Разумеется, этот проект документа невыгоден многим. В первую очередь, малочисленные школы потеряют свой юридический статус – сейчас большинство из них являются самостоятельными образовательными учреждениями со статусом юридических лиц. Во вторую очередь, такая реформа невыгодна учителям. При объединении школ многим из них придется менять подходы к работе – требования к качеству передаваемых знаний вырастут автоматически.
Возможно, со временем пройдет естественное сокращение численности – если на это пойдут управляющие советы школ.

Проект концепции как основа будущего документа открыт к обсуждению до августа 2008 года. Возможно, его будут обсуждать на традиционном августовском педсовете. К 1 октября, как сообщили нам в агентстве образования администрации края, проект должен приобрести вид готового к принятию документа и отправиться на утверждение в Совет администрации края.

Стоит отметить, что концепция о малочисленных школах – это первый программный документ, меняющий традиционную систему образования в районах.. За ним последует проект документа о северных школах-интернатах на Таймыре, в Эвенкии, в Туруханском, Енисейском и Северо-Енисейском районах, о системе муниципального управления образованием и даже о строительстве сельских дорог с учетом специфики системы образования. Так что все только начинается.

Елизавета ГРИГОРЬЕВА
«Агро-Сибирь» № 6 (23) июнь 2008г.