репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Быстро окупающийся бизнес

Быстро окупающийся бизнес

Автор этого материала - Диана Едзаева, консультант по молочному козоводству, по образованию – зоотехник. У нее есть практический опыт работы на одной из лучших ферм Европы и большой багаж теоретических знаний. Она давно и серьезно занимается козоводством.

Молочное козоводство – новая, только зарождающаяся у нас отрасль сельского хозяйства. Продукты из козьего молока уже давно в постоянном ассортименте супермаркетов. Жаль только, что доля отечественного производителя на этом рынке ничтожно мала, так как фермы не могут конкурировать по количеству и качеству своей продукции с иностранными.

Все знают, что козье молоко гораздо полезнее коровьего. О его чудотворных свойствах сложены легенды. Почему же тогда при практически пустом рынке до сих пор не появился производитель, способный регулярно поставлять качественное молоко в достаточном количестве и по приемлемой цене?
Причина, прежде всего, на мой взгляд, в отсутствии специалистов, знающих современные технологии. К сожалению, приходится признать, что те, кто позиционирует себя высококлассными специалистами в этой области, живут вчерашним днем. Современная молочная козья ферма – это высокотехнологичное предприятие, практически полностью автоматизированное и компьютеризированное. Но почему-то наши специалисты продолжают ориентироваться на небольшие европейские фермы или опыт Новой Зеландии, где в основе кормления лежит выпас коз, да еще и испытывают ностальгическую привязанность к допотопному оборудованию.

Если в Новой Зеландии выпас оправдан дешевым зеленым кормом, то в Европе такие фермы либо производят биологическую продукцию, либо работают только на локальный рынок (свою деревню) с каким-нибудь уникальным сыром или йогуртом. Продукты из козьего молока, которые можно найти в европейских супермаркетах, производят из молока, собранного с крупных ферм, содержащих коз на безвыпасной технологии. Таких ферм немного, но если посмотреть в процентном соотношении, именно они производят большую часть товарного молока.

Вторая причина – нежелание переработчиков связываться с козьим молоком. Основное поголовье находится в частном секторе. Собирать молоко по деревням невыгодно. Необходимо строить большие фермы. А если начинать бизнес с нуля, то коз, оборудование, технологию – все надо покупать за границей. При отсутствии знаний и опыта такой проект заранее обречен на неудачу.

Скажу по секрету, что если вы не разбираетесь в козах, то голландский фермер с чистой совестью продаст всю выбраковку, да еще и хорошие деньги за это запросит. То же и с производителями оборудования. Толком не разбираясь в технологии доения коз, даже ведущие фирмы могут предложить проект, который не только никогда не окупится, но даже не будет работать.

Исследования показывают, что козье молоко занимает небольшую долю российского рынка, и вкладывать серьезные деньги в производство нет смысла. Однако если посмотреть внимательно, то реальные исследования покупательского спроса на продукцию из козьего молока провести невозможно. В супермаркетах стоит импортное молоко сомнительного происхождения по завышенной цене, ассортимент козьих сыров достаточно узок и реализуется по завышенной цене.
Отечественные производители ориентируются на ценовую политику супермаркетов и тоже стараются продать свою продукцию дорого, только уступая импортной в качестве. Опросы показывают, что у среднего потребителя козье молоко прочно ассоциируется с бабушкой на рынке, продающей молоко в грязной бутылке из-под газировки. Значительная часть опрошенных отказалась покупать козье молоко из-за характерного неприятного запаха. Получается, что у покупателя, не пробовавшего качественное козье молоко, заранее есть предубеждение против него, и на этом основывают свои выводы маркетологи.

Если же реально подойти к этому вопросу, то козье молоко давно перерабатывают и продают без запаха, пропуская через специальный аппарат – деодоратор. На вкус оно слаще и приятнее коровьего. А для аллергиков и людей, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями, это незаменимый продукт питания.
Если производить козье молоко невыгодно, то почему козьи фермы продолжают строиться и все больше бизнесменов интересуется такими проектами? Да потому что рынок фактически пуст. Только почему-то все хотят производить какой-то сверх уникальный, вкусный и полезный продукт для узкого круга гурманов. Ошибка кроется в том, что если производить деликатесный сыр из козьего молока и пытаться продать его, мотивируя тем, что он дешевле импортного (швейцарского), его все равно брать не будут.

Люди, покупающие деликатесы, ценят неповторимый, изысканный вкус, и низкая цена их вряд ли заинтересует. А для среднего потребителя важны цена и качество, и он, естественно, не будет брать деликатесный козий сыр, даже если он дешевле швейцарского. Поэтому тот, кто первый начнет производить из козьего молока продукты, рассчитанные на широкий круг потребителей, снимет с рынка все сливки.

Чтобы выйти на прилавки супермаркетов с конкурентоспособной продукцией, необходимо круглый год производить большой объем сырья с низкой себестоимостью. Я считаю, что ферма на 10 тысяч голов высокоудойных коз вполне может справиться с этой задачей. Концентрация поголовья в одном месте позволит снизить себестоимость за счет удешевления строительства и большей нагрузки на оборудование, а также увеличения производительности труда.
Для примера можно сравнить ферму на 1500 голов, где требуется одна доильная установка, пара тракторов, оборудование для раздачи корма и как минимум один работник в смену, и ферму на 10 тысяч голов, где требуется две доильные установки, пара тракторов, оборудование для раздачи корма и два работника в смену. Разница в цене между большой и маленькой доильными установками непринципиальна.

Использование высокотехнологичного оборудования позволяет сэкономить на строительстве фермы, к примеру, снизить затраты на строительство за счет индивидуальной раздачи концентратов на кормовых каруселях и грубых кормов на подвесных кормораздатчиках вместо вложения денег в бетонные работы для кормового стола и возведения отдельных секций для разбивки животных на группы.

Козья ферма – быстро окупающийся бизнес. В годовалом возрасте козочка уже способна принести пару козлят и начать давать молоко. В среднем от козы за год получают 1200 кг молока. Т.е. уже через год после начала доения расходы на козу, включая капитальное строительство и оборудование, окупаются на треть. Завоз большого количества высокоудойных коз позволит в будущем снизить цену на племенной молодняк и повысить его качество.
Ферма на 10 тысяч голов дойного стада способна производить в год 8 тысяч голов племенных козочек и удовлетворить спрос на козлят не только в РФ, но и в странах ближнего зарубежья. Козы – уникальные животные. Они могут доиться несколько лет без осеменения. Поэтому производство ремонтного и племенного молодняка регулируется в зависимости от потребности.

Крупная промышленная ферма на 10 тысяч голов дойного стада в среднем с небольшими сезонными колебаниями способна производить 30 тонн молока в день. Лактация у коз длится от окоза до окоза и, в отличие от коров, без сухостойного периода. При таком объеме сырья можно купить качественное, дорогостоящее оборудование для переработки, убирающее специфический запах и сохраняющее полезные свойства молока, разработать свой бренд и выйти на прилавки супермаркетов. Высокий потенциальный спрос на продукцию из козьего молока позволяет предположить, что ферма окупиться через 3-4 года. Я очень надеюсь, что когда-нибудь, в недалеком будущем, можно будет свободно купить козье молоко отечественного производства в любом супермаркете по нормальной цене, и козьи сыры из деликатесов перейдут в разряд обычных продуктов на обеденном столе.

Диана Едзаева, консультант по молочному козоводству