репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Энерготарифы – петля на шее крестьянства

Энерготарифы – петля на шее крестьянства

В.Е. Бирих, руководитель Государственного унитарного опытно-производственного хозяйства «Курагинское» Сибирского отделения Россельхозакадемии: – Высокие цены на электроэнергию больно ударили по хозяйству. За месяц оплата достигает одного миллиона рублей. Расход электроэнергии в 2009 году за счет роста тарифов увеличился к уровню 2008 года практически в 2 раза. Цифры красноречивее слов. В 2008 году хозяйство потратило на электроэнергию 2 млн. 850 тыс. руб., в 2009 году – 5 млн. 552 тыс. руб. В 2010 году за четыре месяца выплатили 4 миллиона. Раньше оплата за электроэнергию составляла 2% от выручки, сейчас – 10%. Энергосбыт предъявляет нерегулируемые тарифы.

Б.В. Мельниченко, директор ЗАО «Солгонское» Ужурского района:
– Сегодня даже крупные хозяйства не выдерживают бремени тарифов. В прошлом году акционерное общество за четыре месяца пользования электроэнергией заплатило 4 миллиона 600 тысяч рублей, в 2010 году за этот же период – около 10 миллионов. Увеличение практически в два раза. Причем мы произвели глобальное, на мой взгляд, сокращение потребления электроэнергии – на 30 процентов, с 9 тысяч до 6700 киловатт год.
Губернаторы краев и областей должны проявить политическую волю и, объединившись, заявить, что форс-мажорная ситуация, сложившаяся с реализацией зерна, плюс нерегулируемые энерготарифы приведут отрасль к краху. Сельское хозяйство летит в яму, но не потому, что в нем трудятся разгильдяи и бездельники, а потому, что так выстраивается федеральная политика.

Смогло же правительство обуздать цены на ГСМ и установить 10-процентную скидку, пора власть употребить и в решении вопроса с тарифами на электроэнергию. Государственная поддержка – компенсационные выплаты эффективности не дадут, если тарифы останутся нерегулируемыми. От такой «государственной» политики сельскохозяйственная отрасль получила «инсульт», после него сельское хозяйство реанимировать придется очень долго.

А.И. Дамм, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания края:
– Недавно побывал в Новоселовском районе. Там есть небольшое предприятие по производству молока. Его общий доход в месяц – 600 тыс. руб. До 2010 года за электроэнергию хозяйство платило 240 тыс. руб., а уже в этом году – 400 тыс. руб. Руководитель признался мне, что не может работать в таких условиях и подумывает о закрытии предприятия. А таких хозяйств в крае – 70 процентов.

Не до инноваций, быть бы живым

Многочисленные обращения руководителей сельхозпредприятий и глав районов к краевой власти о регулировании энерготарифов – это в буквальном смысле крик о помощи. Энергетическая петля все туже год от года затягивается на шее крестьян. Этот вопрос стал причиной самых жарких дебатов на сессии Законодательного Собрания.

Правительство края подтвердило, что в этом году эти тарифы увеличились в полтора раза. Министру промышленности и энергетики края Денису Пашкову пришлось отвечать на резкие вопросы депутатов. Народные избранники потребовали отчета, насколько эффективно его министерство отстаивает интересы потребителей электроэнергии в борьбе с монополиями. Депутат Михаил Васильев, несмотря на то, что Красноярский край – регион энергоизбыточный, предложил даже закупать энергию в Иркутской области. Денис Пашков ответил, что реализовать такую схему не позволят сложные правила, которыми регулируется ценообразование на энергетическом рынке.

Краевые парламентарии призывали министра услышать работников сельского хозяйства. Высокие тарифы на электроэнергию уже привели к тому, что в сельском хозяйстве катастрофически снижается использование механизации. «Мы придем к тому, что доярки будут доить вручную в бидоны», – заявила Валентина Бибикова. Очевидно, что такая деградация несовместима с курсом на инновационное развитие, заявленным руководством страны.
Депутат Василий Нечаев выступил с предложением дать министру промышленности и энергетики месяц на то, чтобы правительство разработало план выхода из сложившейся ситуации. В противном случае, если не будут достигнуты конкретные результаты, инициировать вопрос об увольнении министра. Председатель краевого парламента Александр Усс предложил поставить более жесткий срок – до 20 мая. Вместе с тем депутат Валерий Сергиенко подчеркнул, что огульная критика – еще не способ решения проблемы.

Целью работы депутатского корпуса должно быть не сведение счетов, а поиск путей развития в условиях «жесточайшего федерального регулирования». Краевые парламентарии решили рассмотреть в конце мая программу министра энергетики, дополнить ее своими предложениями. В частности, правительство края должно рассмотреть возможность компенсации предприятиям АПК в 2010 году затрат на электроэнергию на величину роста расходов за оплату потребленной электроэнергии. Общая сумма дополнительных расходов из краевого бюджета, по предварительным подсчетам, может составить 300 млн. рублей.

С точки зрения закона

Всем понятно, что краевые чиновники не могут устанавливать любые энерготарифы по своему усмотрению. Электроэнергетика современной России – сложная система, включающая много сторон. В результате реформы были созданы генерирующие компании, большинство которых продает электроэнергию на оптовом рынке. Там ее покупают сбытовые организации и перепродают на розничных рынках конечным потребителям (по общему правилу не напрямую, а через территориальные сетевые организации). Энерготарифы на розничном рынке определяются Региональной энергетической комиссией Красноярского края – в пределах и по методике, которые установлены Федеральной службой по тарифам.

Но не зря говорят, кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – оправдания. Легко кивать на федеральную власть, монополистов и сколь угодно объективные трудности. Да, существующая система не идеальна. Но ведь есть принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей. Он закреплен в статье 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию».
Кроме законов, есть подзаконные акты. Ценообразование в отношении электрической и тепловой энергии регулируется Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109. Должен учитываться целый ряд параметров, в том числе макроэкономические показатели, изменение цен на топливо и объемов поставляемой энергии. При этом, как говорится в пункте 7 Основ ценообразования, утвержденных этим постановлением правительства, «регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность». Не зря говорят, доверяй, но проверяй.

Понятно, что энергетики несут производственные расходы, неизбежны затраты на оплату труда, а также ремонт и амортизацию основных средств. Но кто его знает, не затесались ли в графу «прочие расходы» подозрительно высокие премии, оплата загадочных «консультационных услуг» или участие в учредительном капитале сомнительных организаций? Кстати говоря, принцип открытости и доступности информации о рассмотрении и утверждении тарифов закреплен в той же статье 4 Федерального закона. Поэтому вопросы, которые поднимают сельхозпроизводители и депутаты, весьма обоснованны.

В ходе обсуждения вопроса на сессии краевого парламента звучали предложения обратиться к Правительству России. Практика показывает, что эта идея вполне разумна. Например, в прошлом году в Основы ценообразования, утвержденные этим постановлением, был введен пункт 62.1. Этот пункт разрешил регионам установить на 2009 год льготные энерготарифы для сельхозпроизводителей. Совсем недавно, 5 апреля 2010 года, было разрешено устанавливать такие тарифы и на этот год. Такую поправку лоббировали представители регионов. Конечно, всех проблем она не решает, к тому же не дает гарантий на следующий год, в котором планируется либерализация рынка электроэнергии, но свою способность прислушиваться к конструктивным предложениям федеральный центр все-таки показал. Важно, чтобы диалог Москвы и регионов продолжался, а Красноярский край играл в нем активную роль.

Сергей Подъяпольский