репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Нужна программа развития инфраструктуры

Нужна программа развития инфраструктуры

Вопрос развития инфраструктуры зернового рынка существует не только в Красноярском крае. Это проблема российского масштаба. В каком направлении идти дальше, например, в деле развития той же базы хранения зерна – над этим сейчас думают многие специалисты. Аналитическая группа «Крестьянских ведомостей» проанализировала ситуацию.

Эксперты считают, что необходима государственная программа развития инфраструктуры. Модернизация старых зернохранилищ, прежде всего напольного хранения, является экономически не целесообразной. Конструкция таких складов не соответствует современным технологиям и не может обеспечить конкурентоспособную стоимость и качество хранения зерна для сельхозпроизводителей. Инфраструктура должна развиваться так, чтобы снижалась зависимость сельхозпроизводителей от политики линейных элеваторов. А это предполагает ориентацию на приоритетное создание зернохранилищ именно у сельхозпроизводителей. Такой путь обеспечит сохранность зерна и возможность его реализации в период наиболее благоприятных цен.

Именно об этом свидетельствует и мировой опыт. Отмечается, что в США на долю фермерских зернохранилищ приходится 60% всех мощностей хранения, на местные элеваторы – 30%, терминальные – 7%, портовые – 1,9%, прочие – 1,1%. Такая структура представляется специалистам оптимальной, так как минимизирует транспортные издержки для фермеров, создает возможности реализации зерна в период наиболее благоприятных цен. Кроме того, она учитывает количество оборотов зерна на различных типах элеваторов. Для хранения зерна в фермерских хозяйствах используются металлические вертикальные силосы, которые зачастую размещаются непосредственно в поле, чтобы сократить транспортные издержки.

Есть еще одна крайне важная особенность системы сбыта зерна в США, которую надо иметь в виду, – высокий уровень кооперативных отношений. Около 35% всех фермеров-зернопроизводителей входят в зерносбытовые кооперативы. Последние имеют в своем распоряжении свыше 4000 местных элеваторов (около 38% всех элеваторных мощностей страны), обеспечивают реализацию около 40% валового сбора и почти 15% экспортных поставок зерна. В кукурузном поясе зерновые кооперативы, владея емкостями для хранения зерна в объеме 60 млн тонн, реализуют свыше 120 млн тонн в год.

Аналогичная ситуация в Канаде, где фермерским кооперативам принадлежат местные элеваторы (аналог российских линейных элеваторов). Они размещены в 1300 пунктах, и 75% их мощностей принадлежит фермерским кооперативам, каждый из которых обслуживает в среднем 60 хозяйств в радиусе 15–20 км. Во Франции зерносбытовые кооперативы обеспечивают реализацию до 60% зерна.

В этой ситуации, по мнению специалистов, при формировании программы развития инфраструктуры необходимо сконцентрировать усилия государства на модернизации и создании мощностей хранения зерна непосредственно у сельхозпроизводителей. При этом из программы модернизации должны быть исключены любые склады с напольным хранением. Основным направлением поддержки должно стать строительство силосов (металлических) с вертикальным хранением на срок не менее одного года ориентировочной мощностью 5–25 тыс. тонн, стимулирование создания межхозяйственных зернохранилищ (зерносбытовых кооперативов).

Разумеется, нужно уточнить показатели программы, увеличив масштабы поддержки строительства новых зернохранилищ в сельхозорганизациях до 12–15 млн тонн, и указать масштабы модернизации существующих элеваторов в хозяйствах (от 15 до 25 млн тонн). Одновременно предлагается сократить поддержку модернизации существующих линейных элеваторов и предусмотреть модернизацию существующих мощностей элеваторов в хозяйствах в первую очередь. Здесь нужно позаботиться об использовании современного высокотехнологичного энергосберегающего оборудования для приемки, сушки, подработки и отгрузки зерна, о снижении уровня пожароопасности.

Что касается бюджетной поддержки легко возводимых хранилищ, то она, считают специалисты, должна рассматриваться как дополняющая мера. Речь в данном случае может идти о временном хранении фуражного зерна в хозяйстве и формировании партий зерна для последующей реализации.

Сегодня много говорится о модернизации и строительстве линейных элеваторов с бюджетной поддержкой. По мнению специалистов, такая поддержка должна исходить из идеи преобразования их в инфраструктурные предприятия, ориентированные либо на организацию массовых отгрузок, маршрутизацию зерновых потоков, либо в зерносбытовые кооперативы. Причем в капитале доля сельхозпроизводителей должна составлять не менее 35%.В противном случае бюджетные средства будут потрачены зря, считают эксперты.