репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Лицом к селу

Лицом к селу

Несмотря на дефицит бюджета 2011 года, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края отстояли финансирование сельского хозяйства в прежнем объеме. Как известно, расходная часть краевой казны уменьшится в следующем году почти на 20 млрд рублей. Сельское хозяйство оказалось в числе немногих статей, финансирование которых не будет сокращено, хотя в проекте бюджета, отданного депутатам для первого чтения, средств планировалось меньше. Парламентарии же не только отстояли прежние позиции, но и добились увеличения финансов на 250 млн рублей для поддержки животноводства.

– Депутаты не встретили принципиальных возражений Правительства, – рассказывает председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания А.И. Дамм. – Губернатор объявил развитие животноводства одним из приоритетных направлений экономики. Собственной продукцией краевые сельхозпредприятия удовлетворяют сегодня едва ли половину потребностей населения в мясе и молоке. Остальная продукция импортируется. Между тем край в течение шести-семи последних лет по сбору зерновых лидирует в Сибирском федеральном округе. А вот эффективно трансформировать зерно в мясо мы пока не научились.

По словам Александра Ивановича, средства на субсидирование производства мяса выделяются впервые. Сначала была достигнута договоренность о 150 млн рублей, затем, во втором чтении, добавлено еще 97 млн.

Решение более чем своевременное. В крае наблюдается тенденция уменьшения объемов производства мяса крупного рогатого скота. Официальные данные таковы: в хозяйствах всех категорий в 1990 году было произведено 106,0 тыс. тонн мяса КРС, в 2000 году – 46,7 тыс., в 2008 году – 38,7 тыс. тонн. Почти на 15% сокращено поголовья скота. И это не может не тревожить власть.
Сохранен объем субсидий на производство молока. Изменились подходы: выделение средств становится дифференцированным, с учетом особенностей природно-климатических зон. Для сельхозпроизводителей Севера и приравненных к нему районов увеличены существующие ставки.

– С этим решением согласились и в министерстве, и в хозяйствах, – подчеркивает Александр Иванович. – Все понимают, что себестоимость производства молока в Заполярье, например, и на юге края различна.
Общий согласованный подход был выработан также при рассмотрении вопросов о субсидировании затрат на приобретение сельскохозяйственной техники. В первоначальном проекте бюджета такой пункт отсутствовал. Депутаты проводили расширенное заседание комитета с привлечением специалистов, глав районов, работников ведомств, где пришли к единому мнению: нельзя заставлять сельчан приобретать или обновлять технику только на условиях финансового лизинга. В хозяйствах зачастую не хватает денег для расчетов. Нужна прямая компенсация затрат. На эти цели решено выделить 100 млн рублей.

– Сегодня, как известно, 80 процентов техники эксплуатируется за пределами амортизационного срока, – говорит А.И Дамм. – Федеральная лизинговая программа практически не работает: сельчане отказываются брать технику в лизинг. Им это невыгодно, поскольку приобретение комбайна обойдется тогда примерно в два раза дороже его реальной стоимости.

Кроме того, депутаты внесли в проект бюджета поправки, касающиеся расходов на приобретение гербицидов. Речь также идет о субсидиях; запланирован 61 млн рублей. А.И. Дамм убежден, что высокая урожайность последних лет достигнута в том числе благодаря профессиональному отношению к земледелию. Сами по себе растут лишь сорняки. Но сильных хозяйств в крае немного. Поэтому средства химической защиты закупаются на государственные деньги и передаются крестьянам безвозмездно. К слову сказать, в области растениеводства прежние объемы финансирования тоже сохранены.

Принятые меры государственной поддержки помогают поддерживать на плаву хозяйства, но для дальнейшего, более эффективного развития производства явно недостаточны.

– Нигде в мире агропромышленный комплекс не развивается только за счет собственных средств, – рассказывает Александр Иванович. – Везде, даже в очень развитых странах, государство участвует в этих процессах. В США, например, крестьянам компенсируют до 25% от затрат, в Германии – 50%, а в Японии и вовсе 75%. Средства выделяют для того, чтобы производить своими силами, силами своих фермеров, – прежде всего для обеспечения продовольственной безопасности. Тем более у нас, в Российской Федерации, где приходится заниматься сельским хозяйством в зоне рискованного земледелия, мы, безусловно, должны помогать крестьянам производить и реализовывать продукцию. За последние пять лет объем поддержки села в крае вырос в разы. Несмотря на кризис, нам все-таки удается находить средства для сельхозпроизводителей. В частности, начиная с 2010 года с целью стимулирования развития мясного скотоводства субсидируются затраты на приобретения племенного молодняка КРС, на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, племенных быков и на содержание коров и нетелей…

Отмечая заслуги депутатов, нельзя не сказать о позициях профильного министерства и губернатора Л.В. Кузнецова. Предложения парламентариев о дополнительной господдержке сельхозпроизводителей были приняты почти безоговорочно, хотя, напомним, финансирование многих отраслей сокращено. Похоже, что краевая власть окончательно повернулась лицом к деревне.

Анатолий Анатольев

Из бюджета Красноярского края

Статья 24. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства
1. Установить, что в 2010 году и плановом периоде 2011–2012 годов субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства, зарегистрированным на территории края, предоставляются субсидии на компенсацию части затрат, связанных с осуществлением сельскохозяйственного производства на территории Красноярского края:
1) организациям агропромышленного комплекса;
2) сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским хозяйствам);
3) государственным и муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
4) организациям, выполняющим (оказывающим) работы (услуги) по ремонту сельскохозяйственной техники и (или) техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, оборудования и (или) обработке почв, посеву, обработке посевов, уборке урожая и заготовке кормов и (или) снабжающим сельскохозяйственной техникой, оборудованием и материально-техническими ресурсами;
5) организациям по племенному животноводству;
6) организациям потребительской кооперации;
7) индивидуальным предпринимателям, производящим и реализующим пищевые продукты.
2. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с Законом края от 21 февраля 2006 года №17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» и долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 2010–2012 годы», утвержденной Правительством края, по ставкам субсидирования согласно приложению 74 к настоящему Закону.