Красноярская марка: летний компромисс
«Местное – значит свежее»… Баннеры с таким лозунгом и символикой одной из сети магазинов появились на улицах Красноярска. Сторонники нововведения полагают, что продукция с таким обозначением будет иметь больший успех у потребителей. Еще в марте 2009 года был принят Закон края №5-1461, предусматривающий добровольную сертификацию и маркировку пищевых продуктов знаком «Продукция Красноярского края». Депутаты также поддержали во втором чтении законопроект, вводящий субсидии, которые возмещают 50% затрат сельхозпроизводителей на прохождение такой сертификации (в пределах 200 тысяч рублей на одну организацию).
Субсидированию подлежат затраты, произведенные в полном объеме с ноября предыдущего по октябрь текущего года включительно. На выплату таких субсидий краевой бюджет 2010 года предусматривает расходы в размере 10 миллионов рублей. Более точно порядок субсидирования будет определен в постановлении Правительства края.
На очередной сессии краевого парламента был рассмотрен вопрос о создании и продвижении системы добровольной сертификации сельскохозяйственных продуктов. Первым делом депутаты должны были согласовать разработанный правительством план мероприятий, направленных на продвижение торговой марки «Продукция Красноярского края».
В наше время даже рядовые домохозяйки понимают: меньше расстояние от производителя к потребителю – больше вероятность, что товарный вид и вкусовые качества будут обеспечиваться без пищевой химии. Многие смотрели программу «Среда обитания». Неизгладимое впечатление произвели кадры, снятые скрытой камерой. На них работники складов, одетые в противогазы, обрабатывали яблоки дифенилом, чтобы те и через полгода выглядели свежими. А ведь дисфенил запрещен в США и Европейском союзе: ученые подозревают, что он вызывает рак.
Спрос на местные продукты рождает и предложение. Но если на ценнике в магазине написано, что продукты произведены, к примеру, в Минусинске, это еще, к сожалению, не гарантия. Россия уже столкнулась с тем, что под видом тамбовской картошки или подмосковных огурцов продают овощи, привезенные из-за границы. Именно поэтому в Краснодарском крае еще в 2004 году создана система добровольной сертификации «Кубанское качество», которая сейчас охватывает более сорока видов услуг. Принята соответствующая целевая программа. Даже издается журнал «Качество Кубани». Опыт кубанцев взяли на вооружение и в ряде других регионов. Добровольная сертификация широко применяется и за рубежом – в частности, в странах Европы.
Получается, что введение добровольной сертификации имеет свой резон и опирается на уже наработанный опыт. Но не приведет ли благое начинание к злоупотреблениям? Обсуждению вопроса на сессии краевого парламента предшествовала сложная дискуссия как среди депутатов, так и среди самих сельхозпроизводителей. Приходила на ум бессмертная фраза Льва Толстого: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Не секрет, что одним из главных лоббистов торговой марки «Продукция Красноярского края» стал депутат Василий Моргун – директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Не пытается ли он в интересах своей организации повесить на крестьянскую шею дополнительное ярмо? Не окажется ли добровольная сертификация добровольно-принудительной? Ответ на эти вопросы должна была дать сессия, на которую вопрос выносился после глубокой проработки в комитете по делам села и агропромышленной политике.
С планом мероприятий, направленных на содействие добровольной сертификации и маркировке пищевых продуктов знаком «Продукция Красноярского края», выступил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Рафаэль Шагеев. Надо сказать, что по большинству вопросов, входящих в компетенцию Заксобрания, решения принимаются очень быстро. Это связано с тем, что законопроекты предварительно прорабатываются на уровне комитетов. Дискуссию на самом заседании вызывают только наиболее сложные или спорные вопросы. Добровольная сертификация – тема непростая, поэтому народные избранники решили уточнить целый ряд моментов.
Отвечая на вопросы народных избранников, Рафаэль Шагеев подтвердил, что товаропроизводители будут платить не за использование торговой марки как таковой, а за прохождение процедуры сертификации. Проверять будут качество продукции, наличие местного сырья и отсутствие генно-модифицированных компонентов. Предприятия, прошедшие проверку, получат свидетельства, действующие в течение трех лет. Сертификация действительно будет производиться учреждением, которое возглавляет Василий Моргун. У других организаций таких полномочий нет. Однако противовесом центру стандартизации выступит некоммерческое партнерство «Краевой продовольственный альянс». Эта структура призвана следить, чтобы при сертификации не нарушались интересы сельхозпроизводителей. Но есть у альянса и другая задача – содействовать продвижению торговой марки.
Высказал свое мнение и председатель Законодательного Собрания края Александр Усс. Он полагает, что многое зависит от самих товаропроизводителей – ведь это для них власть пытается выработать новые меры государственной поддержки. Рафаэль Шагеев признал, что если одни предприятия готовы проходить сертификацию, то другие относятся к этой инициативе инертно.
– Знак «Продукция Красноярского края» нуждается в «раскрутке», – отметил Александр Усс. – Если мы будем действовать так, как сейчас, то затраченные деньги из краевого бюджета будут выброшены на ветер. Наша марка должна фиксироваться в общественном сознании. Депутаты готовы участвовать в продвижении регионального знака.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко сказал, что необходимо выбрать оптимальные формы поддержки сельского хозяйства, которые выгодны самим крестьянам. Кроме того, он выступил с рядом критических замечаний, касающихся предложенного плана мероприятий. Ссылаясь как на личный опыт работы в сфере пиар-технологий, так и на мнение ряда специалистов, парламентарий высказал серьезные опасения: «Уверяю вас, что к концу года не более двух процентов населения края, в лучшем случае, будет знать о существовании нашей марки. Вместо сертификации необходимо вложить деньги в рекламу». Алексей Клешко предложил вернуться к вопросу о добровольной сертификации осенью, при принятии бюджета 2011 года. Практический опыт покажет, насколько оправдает себя эта мера.
Депутат Сергей Шахматов предложил установить количественный критерий: на торговую марку должны претендовать только те фирмы, которые используют в соответствующих продуктах не менее 50 процентов местного сырья. Большинство депутатов согласилось, что предложение разумное и этот вопрос нужно проработать. У его коллеги Владислава Королева возник вопрос, кому принадлежат права на торговую марку «Продукция Красноярского края». Он где-то слышал, что права зарегистрированы на некое общество с ограниченной ответственностью. Рафаэль Шагеев ответил, что права принадлежат Краевому центру стандартизации, и он готов подтвердить это документами.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Александр Дамм сказал, что профильный комитет неоднократно проводил совещания, посвященные этой теме. По словам депутата, предложенный вариант устраивает все заинтересованные стороны. «Предлагаю утвердить данный план. А дальше будем анализировать, делать выводы». Депутаты с таким подходом согласились и приняли решение согласовать план мероприятий.
Подводя итоги обсуждения, Александр Усс еще раз подчеркнул, что торговая марка «Продукция Красноярского края» не оправдает себя без активной промокампании. В «раскрутке» должны участвовать и сами сельхозпроизводители. Александр Усс предупредил: «Если до обсуждения проекта краевого бюджета результатов по продвижению красноярской марки не будет, то реализация программы будет приостановлена». Также Александр Усс предложил провести осенью дискуссию на тему «Самоорганизация сельских товаропроизводителей».
Сергей Подъяпольский
- Материалы раздела
Ловись рыбка простая и золотая
Лицом к селу
В поддержку АПК
Еще раз о господдержке
Нужна программа развития инфраструктуры
Будьте как дома, но не забывайте, что в гостях
Красноярская марка: летний компромисс
«Зеленая миля» для сельхозпроизводителей, или Еще раз об энерготарифах
Энерготарифы – петля на шее крестьянства