репетитор информатика программирование ЕГЭ
 
Главная » Обратная связь – основа краевых законов

Обратная связь – основа краевых законов

Недостаток информации в районах края о госпрограмме «Развитие АПК» стал темой открытого диалога между краевыми средствами массовой информации и представителями власти. Краевое представительство Ассоциации аграрных журналистов России организовало в Красноярске круглый стол на тему «Повышение качества информационного сопровождения мероприятий по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Возглавил работу круглого стола стал министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов. На вопросы районных и краевых журналистов отвечали также директор КФ ОАО «Россельхозбанк» Надежда Яркова и директор КФ ОАО «Ингосстрах» Сергей Шашко.

Власть нуждается в братной связи

– Нам важно знать, как воспринимается на местах политика министерства, правительства края и Российской Федерации, – заявил Леонид Шорохов, открывая семинар. – Мы понимаем, что в районные газеты приходит много обращений и писем, но не всегда на них находятся ответы у местных чиновников. Вы для нас – та самая обратная связь, которая так нужна власти. При доработке и утверждении закона о господдержке необходим живой диалог чтобы учесть многие замечания и предложения. Мы общаемся с руководителями предприятий, главами районов, может быть, поэтому наш краевой закон о государственной поддержке остается одним из лучших в России. Во многих субъектах РФ коллеги просят привезти или прислать этот документ, чтобы они могли привнести наш опыт в свои местные законы.

В ходе обсуждения проблем сельского хозяйства края и их решения, Леонид Николаевич подробно рассказал представителям районных газет об итогах деятельности АПК в 2008 году и об исполнении контрольно-целевых показателей трехстороннего соглашения, заключенного между Минсельхозом России, края и главами районов.

– Из 39 показателей основные, характеризующие работу АПК, выполнены достаточно хорошо, – комментирует Леонид Николаевич. – Другой вопрос, что многие показатели изначально завышены: например, по обновлению техники в краевых хозяйствах. В этом году мы и так сделали серьезный рывок вперед именно в модернизации техники. Впервые за много лет коэффициент обновления техники превысил коэффициент выбытия. Но показатель, указанный в соглашении, мы можем и не выполнить. Не потому что мы плохо работаем, а потому что планка поднята выше наших возможностей.

В помощь реализации госпрограммы и трехстороннего соглашения в 2009 году в нашем крае откроют новое федеральное государственное учреждение, в задачи которого войдет оперативное информационное сопровождение работы Министерства сельского хозяйства РФ. В крае создадут единую информационную базу, которая распространится и на муниципальные районы – чтобы контролировать исполнение документов, распространение материалов, нормативных актов, отчетов, сходящих на уровне РФ.

 На реализацию проекта около 3,5 млн. рублей выделит краевой бюджет, а основную сумму – порядка 9 млн. рублей – предоставит федеральный бюджет. Все необходимое оборудование уже пришло, отведено помещение, в котором начат ремонт. Учреждение обеспечат прямой связью с министерством сельского хозяйства РФ, планируется даже проведение видеоконференций с Москвой.

Активы прирастут землями сельхозназначения

– Мы, как финансирующее звено, очень заинтересованы в освещении госпрограммы, – сообщила директор КФ ОАО «Россельхозбанк» Надежда Яркова. – На территории края мы работаем уже семь лет, за это время в районах открыто 26 дополнительных подразделений, в 2009 году к ним добавится еще два. Мы предлагаем сельхозтоваропроизводителям ряд привлекательных программ кредитования. Наша отличительная черта от других коммерческих банков – среднесрочные кредиты, на срок от трех до восьми лет. Иными словами, мы даем те самые «длинные» деньги.

В том, что в крае существенно обновился машинно-тракторный парк, есть и наша немалая заслуга. Всего на модернизацию мы выдали кредитов 1 млрд. 256 млн. рублей, и эта работа продолжается с предприятиями всех форм хозяйствования. Но есть и свои сложности, нам необходимо общаться со всеми районами, доносить до сельхозпроизводителей информацию, недаром у нас появилась своя служба, которая этим занимается. Но, конечно, очень важно доносить информацию и через районные СМИ.

Воспользовавшись удобным случаем, представители «районок» тут же задали ряд вопросов, волнующих сегодня и простых работников, и руководителей предприятий.

– Надежда Михайловна, как влияет финансовый кризис на вашу работу? Повышается ли процентная ставка по кредиту? У других коммерческих банков начались большие проблемы с возвратом кредитов, поэтому ставки взлетают в разы, соответственно, уменьшается количество желающих кредитоваться.

– Несмотря на финансовый кризис у нас по-прежнему идет приток вкладов. И причиной тому служит государственное наполнение уставного капитала. Да, по сути, мы являемся коммерческой структурой, но у нас один-единственный учредитель – Фонд федерального имущества при правительстве РФ. И в части удерживания уставного капитала никаких изменений не предвидится.

Сегодня наш кредитный портфель составляет 4 млрд. 367 млн. рублей. Количество договоров – 8 263. Это приличная сумма, потому что одно предприятие может иметь и два, и три договора, в зависимости от программы, в которой оно участвует. Личным подсобным хозяйствам выдано кредитов на сумму 913 млн. рублей.

У нас действительно увеличились процентные ставки, но незначительно. Раньше мы кредитовали под 17 %, сейчас – под 18 %. Но потолок ставок зависит еще и от качества бизнеса. 18 % – это минимальная ставка, по которой будут выдаваться кредиты. Что касается физических лиц, то кредит на неотложные нужды для них предусматривает ставку 20 %.

Вообще невозврат кредитов – это нормальное явление для любого банка. Финансовая нестабильность влечет за собой уменьшение кошелька граждан, которые оказываются не в состоянии своевременно рассчитываться. Процент невозврата у нас составляет 1,3 % к кредитному портфелю. Пока ничего страшного в этом нет, мы просто усиливаем у себя службу безопасности по работе с невозвратными долгами.

– Какова сегодня роль земли в качестве залога для кредита?

– У нас существует положение о возможности принятия земель сельхозназначения в качестве обеспечения кредита, но лишь для обеспечения расширенного воспроизводства. Допустим, есть какое-то предприятие, у которого 4 тыс. га земли. Они занимаются растениеводством, и пожелали взять рядом какие-то пашни. Эти земли мы берем в качестве обеспечения по ссуде, только если они являются собственностью предприятия. К сожалению, законодательная база устроена таким образом, что наши сельхозпроизводители с большим трудом оформляют землю в собственность. И на территории края прецедентов выдачи ссуд с землей в залоге не было.

– То есть вы ожидаете, что как только земельная реформа пройдет, это станет возможным?

– Да. Активы предприятий прирастут землей, которая будет нормальным ликвидным залогом.

Не за страх, а за совесть

Затем слово взял директор Красноярского регионального филиала компании «Ингосстрах» Сергей Шашко. Он рассказал журналистам о проблемах страхования в сельском хозяйстве.

– Сельхозстрахование в целом можно разделить на три блока. Страхование урожая с господдержкой, по нашим оценкам, составляет 75% от общего объема, причем на 90% оно состоит из схемного страхования, которое негативно влияет на сельское хозяйство и дискредитирует такой инструмент, как страхование. 15% – это залоговое страхование, когда банк, по сути, обязывает сельхозпроизводителей страховать свои риски. И только от семи до 15 % – это сегмент реального страхования, которое основывается на полной добровольности.

При схемном страховании сельхозпроизводители могут рассчитывать всего на 15 % от средств, выделяемых государством на субсидирование страховых взносов. Понятно, что при таком страховании речь идет лишь о том, чтобы освоить федеральные деньги. И ни на какой принцип возвратности, ни на какую реальную защиту предприятия претендовать не могут. Таким образом, нарушается заложенный механизм господдержки.

Принцип целевого использования государственных средств обеспечивает сельхозпроизводителям снижение затрат на страхование. Соответственно, должна развиваться система гарантированной защиты. Страхование – это институт, к которому приходят в последнюю очередь, когда нужно восполнить утраченные ресурсы. Если речь идет о «серых» схемах, этого не происходит.

Между тем развитие «серых» схем страхования в Красноярском крае идет опережающими темпами, чем по стране в целом. Занимаются этим малоизвестные фирмы.

В целом в 2007 году мы сработали на 175 % убыточно. Но мы понимаем, что урожайность и погодные условия постоянно меняются, и на один засушливый год приходится несколько благоприятных. Страхование основывается на теории вероятности, которую никто пока не отменял.

В 2008 году по страхованию с господдержкой на территории всей России будет потрачено около 7 млрд. рублей, по краю – около 700 тыс. рублей. До 2012-го года объем увеличится примерно на 30 % вслед за количественными и качественными показателями. Это связано с тем, что Россельхозбанк планирует расширяться и выдавать больше кредитов.

– Можно ли сегодня застраховать предприятие от нестабильности экономики в государстве?

– В принципе, в сельском хозяйстве можно страховать всё: технику, будущий урожай и многое другое. Если говорить о сельскохозяйственных культурах, то это заморозки, высевание, вымерзание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясения, половодье и переувлажнение почв. Также пожары, удар молнией, буря, ураган, болезни растений, падение пилотируемых летающих объектов, повреждение посевов дикими животными.

Но, к сожалению, в основном у нас работают схемы. Нам рассказывают много разных историй. Приходят люди, предлагают заплатить за руководителя страховую премию, возмещение в случае ненаступления страхового случая и так далее. Могу сказать одно: все, что непонятно – не работает. В нормальном страховании работает только то, что понятно. Все страхование строится на теории вероятности, Если вы платите страховой взнос и с вашим урожаем ничего не произошло, никаких возмещений быть не может.

Если произошло, – доказать несложно. Есть пакет документов и закон, где все черным по белому расписано. Если это пожар, то должны принести справку от пожарной службы, если засуха – справка из гидрометцентра и так далее. За исполнением следят соответствующие наблюдающие органы и Минсельхоз. Выплата осуществляется в течение 15-30 дней с момента подачи документов.

Ваш вопрос – наш ответ

В заключение встречи журналисты имели возможность прояснить для себя многие моменты, задав волнующие их вопросы участникам круглого стола.

– Леонид Николаевич, судьба крупных предприятий сегодня понятна. Они продолжают стабильно работать. Как справиться с финансовым кризисом средним и мелким предприятиям?

– Я бы не связывал работу слабых предприятий с кризисом. Еще в начале этого года мы предупредили тех, кто доит ниже 2000 литров молока на фуражную корову, что через год они не будут получать господдержку на литр молока. Зачем мы сегодня поддерживаем руководителя, который получает деньги из бюджета, и палец о палец не ударил, чтобы улучшить работу? Зоотехники-профессионалы говорят, что у нас племенной статус такой, что просто накорми корову, и она будет давать 3000-3200 литров. Зачем поддерживать тех, кто элементарно не кормит корову досыта? Это не связано с кризисом и такую политику мы продолжим в будущем.

На территории одного и того же района есть хозяйства, которые хорошо работают, и есть такие, которые плохо делают свое дело. Одна климатическая зона, одна кадастровая оценка земли, одни и те же условия. Значит, надо менять подход к работе. Может быть, отдать земли более успешному хозяйству, которое находится рядом. Мы всегда говорим – о себе не думаешь, о коллективе подумай, как им-то жить и что будет с селом в результате такой работы? И вопрос в той же степени к коллективу – когда вы продаете акции, когда вы отдаете свою собственность в руки другому за слащавые обещания – думайте. Ведь со временем начинают жаловаться, что руководитель разворовал хозяйство, апеллировать к власти с просьбой о наведении порядка.

Законодательная база не позволяет вмешиваться в открытую. Да, мы находим рычаги влияния и подталкиваем их, делаем все, что в наших силах. Но слабых хозяйств в рамках любой деятельности, на любом этапе развития быть не должно. Мы должны создавать конкурентоспособный продукт.

– Когда в район заходит инвестор и много обещает... Управление сельского хозяйства совместно с администрацией обладает ли какими-то аудиторскими полномочиями? Чтобы проверить, как обстоят дела в этом хозяйстве, как оно работает? Ответственность какую-то инвестор перед районом несет?

– Здесь важно понимать, на чьи земли он заходит. Если он покупает у частников землю – это одно, если есть земли нераспределенные, из фонда нераспределенной земли муниципалитета – это совсем другое. Когда я отдаю землю из фонда нераспределенной земли, я готов заключить все необходимые документы: договор намерений, договор о взаимном сотрудничестве, где мы можем описать соответствие сторон во всех аспектах. Если заходит инвестор, и скупает земли у частных лиц, это его дело. Однако скупка земли, особенно в районах, прилегающих к Красноярску, еще не значит, что эта земля может быть перепродана потом кому угодно.

Земли сельхозназначения должны использоваться соответствующим образом. Мы надеемся, что Госдума наконец-то примет закон – если ты в течение года (раньше было три года) не используешь землю по прямому назначению, она будет изъята в оборот, в собственность муниципалитета или краевую собственность. Если этот закон примут, у нас будут существенные рычаги влияния на местах. Многие сегодня, покупая землю, рассчитывают, что ее можно перевести в другой юридический статус. Так вот, я вам официально заявляю, что перевод земли сельхозназначения в земли промышленности, населенных пунктов будет строго отслеживаться и не допускаться.

В закон об обороте земель в Красноярском крае уже ввели обязательное согласие муниципалитета, которое раньше не требовали. Но сегодня все еще сложно противодействовать переводу, так как есть федеральный закон, в котором прописаны определенные условия этого перевода.

– Вопрос Надежде Михайловне. Каким образом Россельхозбанк участвует в государственных зерновых интервенциях?

– У нас существуют структуры, которые работают в районах края, это наши дополнительные офисы. Они ведут все финансовые операции. Существует федеральное агентство, которое закупает зерно через Россельхозбанк. На всей территории России, в том числе края, существуют хранители зерна – хлебоприемные предприятия. Чтобы проконтролировать закладку зерна, есть определенный пакет документов. От нас присутствует представитель со стороны экономической службы, и службы безопасности. Они выезжают на ХПП, смотрят на количество, качество закладываемого зерна, составляют акты приема, которые мы впоследствии подписываем и отправляем в Москву. Образуется залоговая база из зерна. Под эту залоговую базу выдается кредит, который используется для расчетов с товаропроизводителями.

– Вопрос Леониду Николаевичу. На ваш взгляд, каким образом нам, районным журналистам, привлекать внимание руководителей, районных служб к предоставлению объективной информации? Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда местные представители власти отказываются давать какие-либо данные, если это не касается успехов и достижений. Ведь, кроме радостных событий, есть проблемы, и о них необходимо рассказывать жителям села. Есть ли у вас рычаги воздействия на нашу местную власть?

– На всех совещаниях, где присутствуют главы районов и руководители сельхозуправлений, я всегда говорю – если бы вы относились к сельскому хозяйству так же, как к подготовке школ к 1 сентября, у нас все было бы хорошо. К сожалению, почти половина глав районов не желают обращать внимание на сельское хозяйство. Видимо, они считают это лишними хлопотами.

Между тем в крае у нас 44 муниципальных района. Из них 38 районов занимаются сельским хозяйством. Мы сейчас составляем соглашение с Минсельхозом РФ и с главами районов. Создана рабочая группа, где мы будем подводить итоги работы глав на местах. Разрабатываем положение о дополнительном финансовом стимулировании не глав, а непосредственно районов по составленному рейтингу. Как есть сегодня рейтинг районов по программе финансового оздоровления, так и мы будем делать свой сельскохозяйственный рейтинг.

Если дальше так будет продолжаться, я готов выйти на правительство и губернатора с вопросом о возврате в штатную численность районных сельхозуправлений подчинение непосредственно министерству сельского хозяйства. Не хочу давать общую оценку, но во многих районах в управлениях сельского хозяйства появляются люди, которые далеки от села. Это так называемые блатные, которые занимают должности в течение срока избрания главы. Многие уже предупреждены, и я буду в этом плане очень жестко действововать.

Что касается распространения информации, я готов разобраться в каждом конкретном случае и найду рычаги воздействия, чтобы к местным СМИ относились как положено. Вы правы в том, что людям не нужна «агитка». Сколько ни говори «халва», во рту слаще не будет. С одной стороны надо давать действительные результаты – и хорошие, и плохие. Но и чернить не стоит.

К слову, сейчас распространено мнение, что в деревнях повальное пьянство. Я объездил весь край – нет такого. Есть люди, которые хотят работать, растить детей, им есть к чему стремиться. Дайте им только зацепиться за работу. Да, на селе есть проблемы, мы о них знаем, но говорить о них нужно, потому что люди видят и знают что происходит, им просто нужна достоверная информация.

– К слову о проблемах. Вот уже четвертый год субсидия на литр произведенного молока составляет 1,67 рубля, цифра неизменна. Как вы это прокомментируете?

– На сегодняшний день Красноярский край – единственный субъект федерации, где господдержка на литр молока выделяется в таком объеме. Во Владимирской области, к примеру, она составляет 13 копеек. Наш закон о господдержке – очень серьезный, качественный документ, мы постоянно работаем над его оптимизацией. У нас 74 направления господдержки. И сейчас дошло до того, что я уже сам готов прийти, подоить эту корову, сбыть молоко и принести деньги. А хозяйственник мне еще и скажет – что-то вы мало принесли, Леонид Николаевич.

Это неправильная система работы. Надо уходить от выдачи субсидий на условную голову, на условный гектар и так далее. Вместе с тем, есть еще у нас такие руководители-мудрецы, которые платят работникам зарплату в 2000 рублей. При этом он покупает себе «ауди» в лизинг и не думает, что ему придется отчитаться перед нами по целевому использованию средств.
– У нас в районе выращивают только фуражное зерно. Такого раньше не было. Не может быть такого, что закупают зерно как фуражное, а продают как продовольственное?

– Система градации зерна обусловлена качественными характеристиками. Все зависит от добросовестности руководителей: они могут часть зерна пустить через кассу, а часть – напрямую. Для чего это делается, я не знаю. Видимо, не доросли еще такие люди до понимания в полном смысле слова «руководитель», раз поступают таким образом.
Мы совсем недавно склонили руководителей к выплате молодым специалистам компенсации в размере 70 % от заработной платы. При этом руководители говорят – он же будет больше получать, чем мой специалист. Но ведь это будущее твоего предприятия, они принесут капитализацию твоего бизнеса. Почему сегодня не платить специалисту зарплату в 15-20 тысяч? 70 % суммы будет компенсироваться из бюджета. Хорошая зарплата закрепит молодежь на селе.

– Есть ли в Госпрограмме пункт по возрождению деревень?

– В такой трактовке нет. Но есть федеральная программа, как составляющая госпрограммы. Это социальное развитие села до 2012 года. Через Минсельхоз происходит строительство всей инфраструктуры на селе: водопроводы, сельские дороги, больницы, школы, дома культуры и все, что входит в социальное развитие села.

Ирина БЕЗРУКОВА
Фото автора