Наука в союзе с практикой
Впервые в России под эгидой Сибирского отделения Россельхозакадемии создан университетский образовательный центр – своего рода союз научных и образовательных, инновационных и иных учреждений Восточной Сибири. Председателем президиума ВС НОПЦ утвержден ректор Красноярского государственного аграрного университета Николай Цугленок. Сегодня сельскохозяйственная отрасль требует не просто специалистов, знающих и умеющих работать на земле, а элитных технологических, инженерных кадров и топ-менеджеров для инновационных сегментов экономики АПК.
– Николай Васильевич, для каких целей понадобилось такое многочисленное объединение различных структур?
– Главной целью является подготовка специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. К тому же на территории Восточной Сибири созданы условия для формирования единой инновационной научно-образовательной, информационной и производственной системы аграрного образования для создания технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. Основой станут межрегиональные производственно-технологические кластеры.
– Полагаю, что реализация этих проектов потребовала радикальной структурной модернизации региональной системы образовательных учреждений всех уровней?
– Безусловно. В образовательное пространство вошли КрасГАУ, КНИИСХ, КрасНИПТИЖ; Тывинский НИСХ; Шушенское представительство; НИИ АП Хакасии, Хакасский филиал КрасГАУ; Минусинское представительство; Ачинский филиал КрасГАУ; Красноярский ТТПП; Назаровский строительный техникум; НИИ Крайнего Севера; Якутская НИИСХ; Канский филиал КрасГАУ; Иркутская ГСХА, Иркутский НИСХ; филиал Иркутской ГСХА в Забайкальском крае.
Партнерами cоюза являются Правительства и министерства сельского хозяйства Красноярского края, Иркутской области, Республик Саха (Якутия), Хакасии и Тывы, Сбербанк России; Красноярская продовольственная корпорация, КрасЭнерго, Россельхознадзор, Россельхозбанк и другие учреждения и организации. Определены и стратегические партнеры: это поставщики оборудования, услуг. С ними заключаются долгосрочные договоры на поддержание прочных и долголетних связей. Значимым является также поддержание связей с бывшими выпускниками, ставшими руководителями предприятий, главами администраций районов, вошедшими в Ассоциацию выпускников и Попечительский совет.
– Что конкретно делается для качества подготовки специалистов?
– Например, для снижения затрат на обучение и повышение качества подготовки по инженерным специальностям заключены договоры о сотрудничестве с заводом комбайнов, с Красноярской кондитерской фабрикой, ОАО «Центральные электрические сети» и другими. Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки является привлечение работодателей к формированию кадрового потенциала аграрного производства. Многие предприятия стали основными базами для прохождения учебных и производственных практик. От ряда руководителей поступают групповые и индивидуальные заказы на студентов («Морис», «Красноярский хлеб», Роев ручей и др.). После создания бизнес-инкубаторов увеличилось число студентов, выполняющих курсовые проекты и выпускные квалификационные работы по заказу предприятий.
В настоящее время установлены и поддерживаются контакты с международными фондами, ассоциациями, программами, с проректорами по международным связям вузов городов России, а также с международными службами учебных и научных учреждений различных стран.
Партнерство позволило эффективно использовать материально-техническую базу институтов, учреждений и сельскохозяйственных организаций для учебных и производственных практик. Десятки тысяч квадратных метров площадей лабораторий академических институтов включены в учебный процесс.
– Первые шаги на инновационном пути сделаны. Как вы их оцениваете?
– О некоторых итогах деятельности центра уже можно говорить как о положительном опыте. Например, на базе Красноярского государственного аграрного университета реализуется система непрерывного аграрного образования, учитывающая преемственность, многовариантность и гибкость различных форм и направлений обучения студентов. В Красноярском крае научные институты и учебные заведения аграрного профиля разного уровня: начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования – объединились для повышения качества преподавания еще в 1995 году.
Созданная вертикаль научно-образовательной системы позволяет в иерархической последовательности проводить отбор наиболее талантливых ребят для обучения на каждом последующем уровне.
– Как это происходит?
– Важной составляющей в образовательной подготовке учащихся является повышение мотивации, осознанного выбора дальнейшего образования, знакомство с особенностями и спецификой будущей профессии. Одним из звеньев, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся, является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников. Система довузовской подготовки позволяет формировать контингент студентов первого курса КрасГАУ через подготовительные курсы, Малую аграрную академию, краевые интенсивные школы, довузовские центры, конкурсы научно-исследовательских работ, летние научные школы, слеты участников системы непрерывного образования.
В Малой аграрной академии университета по семи научным направлениям работает 17 творческих лабораторий, с 11 территориями Красноярского края заключены договоры о творческом сотрудничестве. Более 10 лет работает краевая интенсивная школа, в которой за 2009 год обучилось 240 человек. Функционируют летние научные лагеря для старшеклассников в Шушенском, Краснотуранском, Ужурском, Канском, Дзержинском районах, а также в городе Дивногорске.
Реализуя идею целевой подготовки, в течение 15 лет КрасГАУ последовательно решает задачи по созданию единого научно-образовательного пространства на территории Восточной Сибири через звенья одной системы: «СПУЗ – вуз», «ПУ – вуз», «вуз – НИИ РАСХН».
В КрасГАУ открыта магистратура и аспирантура по 37 специальностям и ежегодно от 120 до 140 аспирантов университета там работают над диссертациями.
– В некоторых вузах студенты могут проходить стажировку за рубежом. Предусмотрена ли такая практика в Агроуниверситете?
– Безусловно. У нас налажено сотрудничество с отечественными и иностранными вузами, есть возможность получать «двойные дипломы».
В КрасГАУ 13 образовательных программ реализуется частично на английском языке, что дает возможность студентам университета обучаться и проходить за рубежом производственную практику.
В Европе и США организовано проведение производственных практик. Разработано и согласовано 9 совместных учебных планов с зарубежными университетами для обучения студентов в зарубежных вузах: Management, Marketing, Finance and Economics, Computer Science, Computer Engineering, Management Information Systems, Human Resources Management, Law – Кипр, Land Management – Швеция, Королевский институт технологий, Law – Университет Лапландии, Финляндия. Подготовлен учебный план по животноводству, магистратура (Венгрия, Капошварский университет). Развиваются партнерские связи с университетами Европы с целью получения выпускниками двух дипломов – double degree.
Внедряются технологии дистанционного обучения студентов. Все студенты КрасГАУ, обучавшиеся за рубежом, продолжали изучение дисциплин по учебному плану вуза по дистанционным образовательным технологиям.
– А как осуществляется переподготовка и повышение квалификации работающих не первый год в сельскохозяйственной отрасли специалистов?
– Разработкой и реализацией программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационного менеджмента, малого инновационного предпринимательства, трансфера технологий занимается региональный учебно-методический центр КрасГАУ.
На базе РУМЦ за счет собственных средств и средств заводов-изготовителей создан в 2009 г. демонстрационный инновационный комплекс сельскохозяйственной техники и технологий с торговым центром продаж.
На полигоне инновационной техники и технологий для специалистов демонстрируются проекты реконструкции животноводческих комплексов с современным оборудованием, технологических комплексов для переработки сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства, сервисного центра с прогрессивными средствами обслуживания, ремонта техники и оборудования. На базе РУМЦ в «Учхозе Миндерлинский» создан Технопарк и закуплено новой энергосберегающей техники в 2009 году на 24 млн рублей.
Технопарк вляется и образовательной площадкой для подготовки студентов. Демонстрационный инновационный комплекс (Ветлужанка) организован с целью обучения студентов современным энергосберегающим технологиям. В укомплектовании демонстрационного центра энергосберегающей техникой участвуют Канский «Агроснаб», Ленинский «Агроснаб», Красноярский комбайновый завод (Сибагролизинг).
На базе института инновационного развития создан Инновационный полигон, в состав которого входят «Учхоз Миндерлинский», опытное поле УНПК «Борский», Учебно-опытное охотничье хозяйство «Езагаш». Эти предприятия помогают в учебно-образовательном процессе, являются опытной площадкой для научных исследований и опытов, для прохождения производственных практик студентами университета.
– Есть ли яркие примеры внедрения научных разработок в практику?
– В КрасГАУ реализуется программа создания и развития предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на базе университета и использующих технические и технологические новшества. Созданы рекомендации по организации хозяйственных обществ, создаваемых в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Одним из них является производственная компания ООО «Теплофон», специализирующаяся на конструкторско-технологических разработках, производстве, транспортировке, продаже и сервисном обслуживании тепловых обогревателей с возможностью дистанционного управления климатом.
В ООО «Учхоз Миндерлинский» были заложены полевые опыты по 39 видам кормовых культур (пайза, суданская трава, сахарное сорго, козлятник, колумбова трава, кормовые бобы и др.) На основе полученных результатов были определены перспективные кормовые культуры, которые вошли в рекомендации сельскохозяйственным товаропроизводителям в комплексной программе. Получены охранные документы на травяные смеси. По инновационному проекту «Технологии возделывания малораспространенных кормовых культур (сорго сахарное, мальва силосная, козлятник восточный) в условиях Красноярского были заключены два хозяйственных договора с сельскохозяйственными предприятиями края.
Созданная в университете лаборатория селекции картофеля с 2006 по 2009 год занималась выведением новых сортов, испытанием и оценкой гибридных номеров картофеля. На опытном поле УНПК «Борский» в 2009 году были заложены коллекционный питомник (в нем высажено 86 сортов и гибридов) и питомник испытаний (проводилась оценка 20 гибридов и 25 сортов; 2 сорта выставлены на госсортоиспытания). В УНПК «Борский» были получены следующие результаты урожайности лучших сортов и гибридов: гибрид 2088/9 (Раменский гибрид 906-9) – 295 ц/га; гибрид 3670/2 – 210 ц/га; сорт Сорма – 262 ц/га; сорт Адретта зимняя – 270 ц/га.
За последние пять лет создано 6 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, разработано 30 вакцин и сывороток лечебных препаратов, 97 рецептур. По результатам исследований получено 69 патентов, опубликовано 122 монографий и 195 учебников и учебных пособий с грифами СибРУМЦ и Министерства сельского хозяйства РФ. Агробизнес-инкубатор КрасГАУ ежегодно выполняет работы в среднем на сумму около 125 млн рублей. Таких примеров немало. Наука и практика идут рука об руку. Что же касается деятельности Восточно-Сибирского научно-образовательного и производственного центра СО РАСХН, то он на данном этапе призван обеспечить не только доступ руководящим кадрам, специалистам, преподавателям, аспирантам и студентам к имеющемуся опыту и обмену информацией на глобальном региональном уровне по ключевым вопросам агропромышленного развития, но и предоставить возможность широкого участия в решении научно-технических задач.
- Материалы раздела
Сельское хозяйство: взгляд в будущее
Время большого молока
Хранитель - это ответственно!
Наука в союзе с практикой
Опыт поколений: развить и преумножить
Продовольственная независимость - основа будущего
Закон рынка: выживает сильнейший
Любовь без пафоса или Сельские страдания
Медицина на селе